Положение о группе компенсирующей направленности (копия)

ПРИНЯТО
на заседании Педагогического
совета МБДОУ № 5 «Дубок»
ст. Архангельской
протокол от 22.01.2021 г. № 3

УТВЕРЖДЕНО:
приказом заведующего МБДОУ №5
«Дубок» ст. Архангельской
____________О.А. Ющенко
от 25.01.2021г. № 22

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированного вида № 5 «Дубок» станицы Архангельской
муниципального образования Тихорецкий район
I. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – группа компенсирующей
направленности для детей с ТНР) муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5
«Дубок» станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий
район (далее – МБДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской) регламентирует
деятельность групп компенсирующей направленности для детей дошкольного
возраста, созданной в учреждении.
1.2.Настоящее положение составлено на основании Федерального закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в
Российской Федерации», приказа министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»,
приказа
Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программамобразовательным
программам
дошкольного образования», письма министерства образования и науки
Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС
ОВЗ», Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных

организациях», Уставом образовательного учреждения.
1.3. Группа компенсирующей направленности – тип образовательной
группы, реализующей образовательные программы дошкольного образования,
в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного
образования.
1.4. В группе компенсирующей направленности осуществляется
квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом
развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с адаптированной образовательной программой
учреждения, а также с учетом особенностей их психофизического развития и
особых образовательных потребностей.
1.5.Группы
компенсирующей
направленности
обеспечиваются
специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с
возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего работы.
1.6.Основные задачи групп компенсирующей направленности для детей с
ТНР:
охрана
жизни
и
здоровья
детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития
ребенка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в речевом развитии
ребенка;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- обеспечение равных стартовых возможностей детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее-ОВЗ) к следующей ступени образования –
начальному образованию.
Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности.
2.1. Направление в группу компенсирующей направленности выдается
управлением образования на основании заключения территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам обследования
ребенка, с согласия родителей (законных представителей)
2.2. Для зачисления ребенка в группу представляются следующие
документы в Учреждение в соответствии с правилами приема, принятыми в
образовательном учреждении в установленном законом порядке:
1)документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных
представителей);
2)свидетельство о рождении ребѐнка;
3)медицинское заключение;
4)заявление родителей (законных представителей);
5)выписка из решения территориальной (или краевой) психологомедико-педагогической комиссии;
6) направление управления образования.
2.3. В группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают

задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи
(далее - ОНР) I- III уровней при алалии, дизартрии, ринолалии.
2.4.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей
направленности наличие у детей следующих клинических форм и
состояний:
1)умственная отсталость;
2)деменции органического, шизофренического и эпилептического
генеза с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
3)выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного
аппарата;
4)выраженные формы раннего детского аутизма;
5)выраженные формы психопатий и психоподобных состояний
различной природы;
6)частые судорожные параксизмы, требующие систематического
наблюдения и лечения у психоневролога;
7)стойкий энурез и энкопрез;
8)хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов
дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации;
2.5. Если в период пребывания ребенка в группе компенсирующей
направленности для детей с ТНР выявляются отклонения в развитии,
перечисленные в пункте 2.4., то ребенок подлежит отчислению и
дальнейшему сопровождению ТПМПК по согласию родителей.
2.6. В случае необходимости уточнения диагноза по решению
территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссии,
рекомендации
консилиума
Учреждения
родителям
(законным
представителям) выдается направление в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования врачами-специалистами
(психиатром, неврологом, отоларингологом, офтальмологом). Перевод
ребенка в другое учреждение или группу другой направленности
осуществляется с согласия родителей по направлению территориальной
психолого-медико-психологической комиссии.
2.7.Наполняемость
группы
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи не должно превышать 10 детей в
возрасте старше 3 лет.
2.8 Длительность пребывания детей в группе компенсирующей
направленности определяется в соответствии с уровнем речевого
недоразвития (алалией, ринолалией, дизартрией) и составляет:
1)
с общим недоразвитием речи I уровня с 3-х летнего возраста сроком
обучения от 2-х до 4-х лет;
2)
с общим недоразвитием речи II уровня с 4-х летнего возраста сроком
обучения от 2-х до 3-х лет;
3)
с общим недоразвитием речи III уровня с 4-х летнего возраста
сроком не более 3-х лет, с 5-ти летнего возраста не более 2-х лет.
2.9.Выпуск детей из групп компенсирующей направленности
осуществляется
решением
психолого-педагогического
консилиума
образовательного учреждения по представлению учителя-логопеда по
окончании срока коррекционно-развивающего обучения.
2.10.В спорных случаях с согласия родителей (законных
представителей) дальнейший образовательный маршрут ребенка с тяжелыми

нарушениями речи определяет
территориальная
психолого-медикопедагогическая комиссия.
2.11. В первую очередь в группу компенсирующей направленности
зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в речи,
препятствующие их успешному усвоению образовательной программы
дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные
программы
дошкольного
образования.
2.12. В случае отказа родителей (законных представителей) от
коррекционно-образовательных услуг, Учреждение:
- предупреждает родителей (законных представителей) о том, что
ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции
речевого нарушения ребенка с тяжелыми нарушениями речи возлагается на
родителей (законных представителей);
- ставит в известность Учредителя и представляет выписку о специфике
речевого развития ребенка на момент выхода из группы и объеме оказанной
коррекционной помощи;
- Учредитель с письменного согласия родителей (законных представителей)
предоставляет место данному ребенку в образовательном учреждении в
группе любой направленности, ранее направившего ребенка на ТПМПК, без
возможности
оказания
коррекционной
помощи.
2.13. Группы компенсирующей направленности функционирует в
режиме сокращенного дня (9-ти часовое пребывание).
2.14. Коррекционную работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи
в группе компенсирующей направленности проводят специалисты: учитель –
логопед, педагог-психолог, воспитатели группы и музыкальный
руководитель.
2.15. За содержание детей, посещающих группы компенсирующей
направленности, родительская плата взимается в размере, установленном в
соответствии с действующим законодательством.
3.
Образовательный
направленности.

процесс

в

группе

компенсирующей

3.1. Содержание образования в группах компенсирующей
направленности для детей с ТНР определяется принятой и реализуемой
адаптированной
образовательной
программой
образовательного
учреждения (далее – адаптированная программа).
3.2. Реализация адаптированной программы осуществляется по
комплексно-тематическому принципу построения в соответствии с
федеральным государственным стандартом дошкольного образования и
циклограммой
образовательной
деятельности
образовательного
учреждения.
3.3. Раздел Адаптированной программы «Содержание коррекционной
работы»
определяется
примерной
адаптированной
программой
коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей
направленности ДОО (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.
Нищевой.

3.4.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные
логопедические занятия. Количество занятий определяется используемой
коррекционной программой с учетом тяжести речевого дефекта ребенка.
3.5. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей
направленности регламентируется расписанием занятий учителя – логопеда,
педагога – психолога, перспективным и календарным планами, режимом
дня.
3.6.Учебный год в группе компенсирующей направленности начинается
с 1 сентября, длится в течение девяти месяцев, заканчивается 31 мая.
3.7. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с
детьми, имеющими тяжѐлые нарушения речи, проводит учитель-логопед не
менее 2 раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков
дети с одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для
автоматизации звукопроизношения.
3.8. Продолжительность подгруппового логопедического занятия: - в
средней группе -10-15 минут; - в старшей группе – 20-25 минут;
- в подготовительной группе -25-30 минут;
- продолжительность индивидуального занятия- 10-15 минут с каждым
ребѐнком.
3.9.Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 минут,
между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут.
3.10. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в
тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (учителем-логопедом,
музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре,
воспитателями группы), обеспечивающих интеграцию содержания
коррекционно-образовательной работы во всех видах детской деятельности.
3.11.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим
коррекционно-педагогическую
работу
группы
компенсирующей
направленности, является учитель- логопед.
3.12.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей
направленности учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую
карту, индивидуальные планы коррекционной работы и отмечает результаты
коррекционно-развивающей работы.
3.13.Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии
с расписанием, циклограммой образовательной деятельности на учебный год,
согласно СанПиН.
3.14.Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по
заданию учителя-логопеда, следит за речью детей в течение дня.
3.15.Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми
осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее двух
раз в год (сентябрь, май).
4. Документация учителя-логопеда и педагога – психолога.
4.1. Копии протоколов или выписки из протоколов ТПМПК по
определению образовательного маршрута для детей с ТНР на каждого
ребенка;

- речевые карты с планами индивидуальной коррекционной работы с детьми
на учебный год;
- список детей;
- журнал движения детей;
- календарный план;
- журнал учета посещаемости детей;
- годовой план работы учителя – логопеда;
- циклограмма деятельности учителя – логопеда на учебный год;
- тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы;
- индивидуальные тетради детей;
- журнал обследования детей;
- должностная инструкция учителя-логопеда;
- паспорт кабинета;
- график работы учителя – логопеда;
- годовой отчет об оказании специализированной помощи детям в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
4.2. Копии протоколов или выписки из протоколов ТПМПК по
определению образовательного маршрута для детей с ТНР на каждого
ребенка;
.

- индивидуальные образовательные маршруты работы с детьми на учебный
год;
- список детей;
- журнал движения детей;
- календарный план;
- журнал учета посещаемости детей;
- годовой план работы педагога - психолога;
- циклограмма деятельности учителя – логопеда на учебный год;
- журнал взаимосвязи педагога - психолога и воспитателя группы;
- журнал обследования детей;
- должностная инструкция педагога - психолога;
- паспорт кабинета;
- график работы педагога - психолога;
- годовой отчет об оказании специализированной помощи детям в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
5. Руководство и штаты групп.

5.1. При получении дошкольного образования детьми с тяжелыми
нарушениями речи в группе компенсирующей направленности в штатное
расписание входят специалисты: не менее 1 штатной единицы учителялогопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога.
5.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица в
соответствии с трудовым законодательством, имеющие высшее
дефектологическое образование (отделение «Логопедия»), или лица,
имеющие
высшее
педагогическое
образование
и
прошедшие
профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия».
5.3.
На
должности
воспитателей
групп
компенсирующей
направленности назначаются лица, имеющие высшее или среднее
специальное образование с последующей курсовой подготовкой по
воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья (нарушениями речи).
5.4. Заведующий учреждения осуществляет систематический контроль
за правильной организацией в группах компенсирующей направленности
образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий,
направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей,
повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности
работы в данных группах.
5.5.Учебно-методическое
руководство
деятельностью
групп
компенсирующей направленности осуществляет старший воспитатель.
5.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего
персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами
внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями.
5.7. Заведующим учреждения осуществляется систематический
контроль за правильной организацией образовательного процесса в группах
компенсирующей направленности и проведение всего комплекса
мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии
детей, повышение квалификации педагогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».