ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской протокол от 22.01.2021 г. № 3 УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего МБДОУ №5 «Дубок» ст. Архангельской ____________О.А. Ющенко от 25.01.2021г. № 22 ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5 «Дубок» станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район I. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5 «Дубок» станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район (далее – МБДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской) регламентирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста, созданной в учреждении. 1.2.Настоящее положение составлено на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам дошкольного образования», письма министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», Уставом образовательного учреждения. 1.3. Группа компенсирующей направленности – тип образовательной группы, реализующей образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования. 1.4. В группе компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с адаптированной образовательной программой учреждения, а также с учетом особенностей их психофизического развития и особых образовательных потребностей. 1.5.Группы компенсирующей направленности обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего работы. 1.6.Основные задачи групп компенсирующей направленности для детей с ТНР: охрана жизни и здоровья детей; - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; - осуществление необходимой коррекции отклонений в речевом развитии ребенка; - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка; - обеспечение равных стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) к следующей ступени образования – начальному образованию. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности. 2.1. Направление в группу компенсирующей направленности выдается управлением образования на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам обследования ребенка, с согласия родителей (законных представителей) 2.2. Для зачисления ребенка в группу представляются следующие документы в Учреждение в соответствии с правилами приема, принятыми в образовательном учреждении в установленном законом порядке: 1)документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей); 2)свидетельство о рождении ребѐнка; 3)медицинское заключение; 4)заявление родителей (законных представителей); 5)выписка из решения территориальной (или краевой) психологомедико-педагогической комиссии; 6) направление управления образования. 2.3. В группы компенсирующей направленности для детей с ТНР принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи (далее - ОНР) I- III уровней при алалии, дизартрии, ринолалии. 2.4.Противопоказанием к приему в группу компенсирующей направленности наличие у детей следующих клинических форм и состояний: 1)умственная отсталость; 2)деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; 3)выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; 4)выраженные формы раннего детского аутизма; 5)выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной природы; 6)частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога; 7)стойкий энурез и энкопрез; 8)хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации; 2.5. Если в период пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР выявляются отклонения в развитии, перечисленные в пункте 2.4., то ребенок подлежит отчислению и дальнейшему сопровождению ТПМПК по согласию родителей. 2.6. В случае необходимости уточнения диагноза по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендации консилиума Учреждения родителям (законным представителям) выдается направление в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (психиатром, неврологом, отоларингологом, офтальмологом). Перевод ребенка в другое учреждение или группу другой направленности осуществляется с согласия родителей по направлению территориальной психолого-медико-психологической комиссии. 2.7.Наполняемость группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи не должно превышать 10 детей в возрасте старше 3 лет. 2.8 Длительность пребывания детей в группе компенсирующей направленности определяется в соответствии с уровнем речевого недоразвития (алалией, ринолалией, дизартрией) и составляет: 1) с общим недоразвитием речи I уровня с 3-х летнего возраста сроком обучения от 2-х до 4-х лет; 2) с общим недоразвитием речи II уровня с 4-х летнего возраста сроком обучения от 2-х до 3-х лет; 3) с общим недоразвитием речи III уровня с 4-х летнего возраста сроком не более 3-х лет, с 5-ти летнего возраста не более 2-х лет. 2.9.Выпуск детей из групп компенсирующей направленности осуществляется решением психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения по представлению учителя-логопеда по окончании срока коррекционно-развивающего обучения. 2.10.В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей) дальнейший образовательный маршрут ребенка с тяжелыми нарушениями речи определяет территориальная психолого-медикопедагогическая комиссия. 2.11. В первую очередь в группу компенсирующей направленности зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в речи, препятствующие их успешному усвоению образовательной программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования. 2.12. В случае отказа родителей (законных представителей) от коррекционно-образовательных услуг, Учреждение: - предупреждает родителей (законных представителей) о том, что ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции речевого нарушения ребенка с тяжелыми нарушениями речи возлагается на родителей (законных представителей); - ставит в известность Учредителя и представляет выписку о специфике речевого развития ребенка на момент выхода из группы и объеме оказанной коррекционной помощи; - Учредитель с письменного согласия родителей (законных представителей) предоставляет место данному ребенку в образовательном учреждении в группе любой направленности, ранее направившего ребенка на ТПМПК, без возможности оказания коррекционной помощи. 2.13. Группы компенсирующей направленности функционирует в режиме сокращенного дня (9-ти часовое пребывание). 2.14. Коррекционную работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности проводят специалисты: учитель – логопед, педагог-психолог, воспитатели группы и музыкальный руководитель. 2.15. За содержание детей, посещающих группы компенсирующей направленности, родительская плата взимается в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством. 3. Образовательный направленности. процесс в группе компенсирующей 3.1. Содержание образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется принятой и реализуемой адаптированной образовательной программой образовательного учреждения (далее – адаптированная программа). 3.2. Реализация адаптированной программы осуществляется по комплексно-тематическому принципу построения в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и циклограммой образовательной деятельности образовательного учреждения. 3.3. Раздел Адаптированной программы «Содержание коррекционной работы» определяется примерной адаптированной программой коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. 3.4.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Количество занятий определяется используемой коррекционной программой с учетом тяжести речевого дефекта ребенка. 3.5. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется расписанием занятий учителя – логопеда, педагога – психолога, перспективным и календарным планами, режимом дня. 3.6.Учебный год в группе компенсирующей направленности начинается с 1 сентября, длится в течение девяти месяцев, заканчивается 31 мая. 3.7. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми, имеющими тяжѐлые нарушения речи, проводит учитель-логопед не менее 2 раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков дети с одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для автоматизации звукопроизношения. 3.8. Продолжительность подгруппового логопедического занятия: - в средней группе -10-15 минут; - в старшей группе – 20-25 минут; - в подготовительной группе -25-30 минут; - продолжительность индивидуального занятия- 10-15 минут с каждым ребѐнком. 3.9.Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5-10 минут. 3.10. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями группы), обеспечивающих интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех видах детской деятельности. 3.11.Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим коррекционно-педагогическую работу группы компенсирующей направленности, является учитель- логопед. 3.12.На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности учитель-логопед заполняет протокол обследования, речевую карту, индивидуальные планы коррекционной работы и отмечает результаты коррекционно-развивающей работы. 3.13.Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с расписанием, циклограммой образовательной деятельности на учебный год, согласно СанПиН. 3.14.Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по заданию учителя-логопеда, следит за речью детей в течение дня. 3.15.Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее двух раз в год (сентябрь, май). 4. Документация учителя-логопеда и педагога – психолога. 4.1. Копии протоколов или выписки из протоколов ТПМПК по определению образовательного маршрута для детей с ТНР на каждого ребенка; - речевые карты с планами индивидуальной коррекционной работы с детьми на учебный год; - список детей; - журнал движения детей; - календарный план; - журнал учета посещаемости детей; - годовой план работы учителя – логопеда; - циклограмма деятельности учителя – логопеда на учебный год; - тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы; - индивидуальные тетради детей; - журнал обследования детей; - должностная инструкция учителя-логопеда; - паспорт кабинета; - график работы учителя – логопеда; - годовой отчет об оказании специализированной помощи детям в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. 4.2. Копии протоколов или выписки из протоколов ТПМПК по определению образовательного маршрута для детей с ТНР на каждого ребенка; . - индивидуальные образовательные маршруты работы с детьми на учебный год; - список детей; - журнал движения детей; - календарный план; - журнал учета посещаемости детей; - годовой план работы педагога - психолога; - циклограмма деятельности учителя – логопеда на учебный год; - журнал взаимосвязи педагога - психолога и воспитателя группы; - журнал обследования детей; - должностная инструкция педагога - психолога; - паспорт кабинета; - график работы педагога - психолога; - годовой отчет об оказании специализированной помощи детям в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. 5. Руководство и штаты групп. 5.1. При получении дошкольного образования детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности в штатное расписание входят специалисты: не менее 1 штатной единицы учителялогопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога. 5.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица в соответствии с трудовым законодательством, имеющие высшее дефектологическое образование (отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия». 5.3. На должности воспитателей групп компенсирующей направленности назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование с последующей курсовой подготовкой по воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речи). 5.4. Заведующий учреждения осуществляет систематический контроль за правильной организацией в группах компенсирующей направленности образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данных группах. 5.5.Учебно-методическое руководство деятельностью групп компенсирующей направленности осуществляет старший воспитатель. 5.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями. 5.7. Заведующим учреждения осуществляется систематический контроль за правильной организацией образовательного процесса в группах компенсирующей направленности и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов.