ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета протокол от 22.01.2021 г. № 3 УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего МБДОУ №5 «Дубок»ст. Архангельской _______________О.А.Ющенко от 25.01.2021г. № 22 ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5 «Дубок» станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район 1. Общие положения Настоящее положение разработано для МБДОУ № 5 «Дубок» станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район (далее – Учреждение) в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (Ст. 26, п. 4), Уставом МБДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской. 1.1.Под контрольной деятельностью понимается проведение заведующим Учреждения и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками Учреждения законодательных и других нормативных правовых актов РФ, органов местного самоуправления, Учредителя. 1.2. Контрольная деятельность – главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности Учреждения. 1.3. Контрольная деятельность регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности в Учреждении. 1.4. Контрольная деятельность – это мотивированный стимулирующий процесс, который призван снять затруднения участников образовательного процесса и повысить его эффективность. 1.5.Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются Конституцией РФ, законодательством в области образования, указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовым актами, изданными Министерством образования и науки РФ, органом Управления, органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом Учреждения, локальными актами Учреждения, указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами, изданными Министерством образования и науки РФ, органом Управления, органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом Учреждения, локальными актами Учреждения, Приказами и тарифно-квалификационными характеристиками Учреждения. 1.6. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся заведующим Учреждения. 2. Цели контрольной деятельности 2.1. Целями контрольной деятельности являются: - Совершенствование деятельности Учреждения. Повышение профессионального мастерства и педагогических работников Учреждения. - Улучшение качества дошкольного образования. квалификации 3. Основные задачи контрольной деятельности 3.1. Основными задачами контрольной деятельности являются: - контроль исполнения законодательства РФ, реализации принципов государственной политики в области дошкольного образования; - выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Учреждения, принятие мер по их пресечению; - анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; - защита прав и свобод участников образовательного процесса; - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; - изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранение негативных тенденций; - совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат; - контроль реализации образовательных программ, соблюдении Устава и локальных актов Учреждения; - анализ результатов исполнения приказов по Учреждению; - анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в Учреждении; - оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 4. Функции контрольной деятельности 4.1. Заведующий, старший воспитатель, заведующий хозяйством, старшая медицинская сестра, педагогические и иные работники, назначенные приказом заведующего, приказом Учредителя для контрольной деятельности, руководствуются системным подходом, который предполагает: - постоянство контроля, его осуществления по заранее разработанным алгоритмам, структурным схемам; - охват всех направлений педагогической деятельности; - широкое привлечение членов педагогического коллектива; - серьезную теоретическую и методическую подготовку; - установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов педагогического процесса; - комплексное использование форм и методов контрольной деятельности в зависимости от целевой установки, содержания педагогического процесса, квалификации педагогических работников, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе; - соблюдение последовательности контроля. 4.2. Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, для урегулирований конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Контрольная деятельность в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). Контрольная деятельность в виде административной работы осуществляется заведующим Учреждения для проверки качества воспитания и образования детей с одновременным назначением ответственности должностных лиц за конечный результат. 4.3. Контрольная деятельность в Учреждении имеет несколько видов: - предварительная – предварительное знакомство; - текущая – непосредственное наблюдение за педагогическим процессом; - итоговая – изучение результатов работы Учреждения, педагогических работников за полугодие, учебный год. 4.4. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений). 4.4.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности Учреждения. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы Учреждения на основании проблемно-ориентированного анализа работы Учреждения по итогам предыдущего учебного года. В ходе тематического контроля: - проводятся тематические исследования(анкетирование, тестирование0; - анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми, родителями, режимные моменты, документация. 4.4.2. Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля проверяющий изучает: - уровень знаний педагога в области современных достижений психологической и педагогической науки, его профессиональное мастерство; - результаты работы педагога и пути их достижения; - способы повышения профессиональной квалификации педагога. 4.4.3. Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с целью изучения полной информации о состоянии образовательного процесса, фронтальный контроль предусматривает проверку в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получать всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе. 5.Организация управления контрольной деятельностью 5.1. Контрольную деятельность в учреждении осуществляют заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, педагогические и иные работники, назначенные заведующим. 5.2. Система контроля, контрольная деятельность является составной частью годового плана работы Учреждения. 5.3. Заведующий не позднее, чем за 2 недели издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля. 5.4. План-задание предстоящего контроля составляется старшим воспитателем. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов для подготовки итогового документа. 5.5.Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции заведующего Учреждением. 5.6. Основания для контрольной деятельности: - заявление педагогического работника на аттестацию; - план-график контроля; - задание руководства Учредителя. Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; - обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования – оперативный контроль. 5.7. Продолжительность тематических или комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 5-10 дней, с посещением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов и других мероприятий. 5.8. План-график контроля в Учреждении разрабатывается с учетом годового плана и доводится до сведения работников в начале нового учебного года. 5.9. Проверяющие, имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля. 5.10. при обнаружении в ходе контрольной деятельности нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается заведующему Учреждения. 5.11. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля. 5.12. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее. 5.13. Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав обучающегося, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками Учреждения. 5.14. Результаты контрольной деятельности оформляются в виде: - аналитической справки; - справки о результатах контроля; - доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу и др. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения 5.15. Информация о результатах контрольной деятельности доводится до работников Учреждения в течении 7 дней с момента завершения проверки. 5.16. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку или заведующий Учреждением. 5.17. По итогам контроля, в зависимости от его формы, целей, задач, а также с учетом реального положения дел: - проводятся заседания Педагогического совета, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; -сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел Учреждения; - результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии Учреждения. 5.18. Заведующий Учреждением по результатам контроля принимает следующие решения: - об издании соответствующего приказа; - об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом; - о повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов); - о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников; - о поощрении работников. 5.19. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 6. Права участников контрольной деятельности 6.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право: - знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога; - изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов; - проводить экспертизу педагогической деятельности; - проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; - организовывать социологические, психологические, педагогические исследования в пределах вопроса контроля; - делать выводы и принимать управленческие решения. 6.2. Проверяемый педагогический работник имеет право: - знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; - знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; - своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих; - обратиться в Конфликтную комиссию Учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 7. Взаимосвязи с другими органами управления 7.1. Результаты контрольной деятельности могут быть представлены на рассмотрение и обсуждение в органы самоуправления Учреждения: Общее собрание, Родительский комитет. 7.2. Органы самоуправления Учреждения могут выйти с предложением к руководителю о проведении контрольной деятельности по возникшим вопросам. 8. Делопроизводство 8.1. Справка по результатам контроля должна содержать в себе следующие разделы: вид контроля, форма контроля, тема проверки, цель проверки, сроки проверки, состав комиссии, результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.); положительный опыт; недостатки, выводы; предложения и рекомендации; члены комиссии, подписи проверяемых. 8.2. По результатам контроля заведующий Учреждения издает приказ, в котором указываются: вид контроля, форма контроля, тема проверки; цель проверки, сроки проверки, состав комиссии, результаты проверки, решение по результатам проверки; назначаются ответственные лица по исполнению решения; указываются сроки устранения недостатков; указываются сроки проведения повторного контроля; поощрение и наказание работников по результатам контроля. 8.3. По результатам оперативного контроля производится собеседование с проверяемым, при необходимости готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание, Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива.