ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета протокол от 22.01.2021 г. № 3 УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего МБДОУ №5 «Дубок»ст. Архангельской _______________О.А. Ющенко от 25.01.2021г. № 22 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5 «Дубок» станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район 1. Общие положения 1.1.Положение составлено в соответствии: - со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*. - Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012г.№ 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»** - Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам дошкольного образования»*** - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000г.№241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014г.№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».**** 1.2.Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской (далее - Положение) регламентирует деятельность МБДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской, осуществляющего образовательную деятельность (далее- Организация), в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). 1.3. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; - организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. 2.Порядок оказания логопедической помощи в Организации 2.1.Логопедическая помощь оказывается Организацией любого типа независимо от еѐ организационно - правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.* 2.2.При оказании логопедической помощи Организацией ведѐтся документация (приложение 1) Срок хранения документов – 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.3.Количество штатных единиц учителей- логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: 1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее- ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья** (далее- ОВЗ) из рекомендуемого расчѐта 1 штатная единица учителя- логопеда на 5(6)- 12*** указанных обучающихся; 2) количества обучающихся, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого - педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем - логопедом) из рекомендуемого расчѐта 1 штатная единица учителя- логопеда на 25 таких обучающихся; 3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведѐнной учителем - логопедом Организации, из рекомендуемого расчѐта 1 штатная единица учителя - логопеда на 25 таких обучающихся. 2.4.Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и №3). 2.5.Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя- логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение №4) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю- логопеду. После получения обращения учительлогопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учѐтом пункта 2. 5 Положения. 2.6.Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учѐтом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребѐнка. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации. 2.7.Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом (учителями-логопедами) с учѐтом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8.Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учѐтом режима работы Организации. 2.9.Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.10.Логопедические занятия должны проводится в помещениях, оборудованных с учѐтом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение №5) 2.11.В рабочее время учителя - логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчѐта 20 часов в неделю**** за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.12. Консультативная деятельность учителя- логопеда (учителейлогопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно- развивающей работы учителя- логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - постоянно действующей консультативной службы для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Организации; - информационных стендов. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1.Содержание и формы деятельности учителя- логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учѐтом локальных нормативных актов Организации. 3.2.На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3.Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения. Для детей, получающих образование вне Организации (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих Организацию, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у2000 «Медицинская карта ребѐнка для дошкольных образовательных учреждений»; 3.4.Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной 3. программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого- педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого- педагогического сопровождения, разработанной и утверждѐнной Организацией. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребѐнка, создание предметно – развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями и составляет: Для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин; Для детей от 3 до 4- х лет – не более 15минут; Для детей от 4-х до 5-ти лет- не более 20 минут; Для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25мин; Для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин. 3.6. Предельная наполняемость групповых/ подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования – не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендации об оказании психолого – педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем – логопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого – педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией. Приложение № 1 к положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Документация Организации при оказании логопедической помощи Программы и/или планы логопедической работы. Годовой план работы учителя – логопеда (учителей – логопедов) Расписание занятий учителей – логопедов. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 1. 2. 3. 4. получающих Приложение № 2 к положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ руководителю МБДОУ СОГЛАСИЕ родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, ______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося _________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) _________________________ (нужное подчеркнуть) _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) Выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка «__»________20__г./___________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение № 3 к положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю МБДОУ Заявление Я,________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося __________________________________________________________________________ являясь родителем ( законным представителем)__________________________________ (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________ _ _____________________________________________________________________________ _ (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого –медико – педагогической комиссии/ психолого – педагогического консилиума/ учителя – логопеда (нужное подчеркнуть) «__»__________20__г./_______________/__________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение № 4 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс) Общие сведения: - дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; - образовательная программа )полное наименование); - особенности организации образования; 1. в группе/ классе; 2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.); 3. класс: общеобразовательный, отдельно для обучающихся с …..; 4. на дому; 5. в медицинской организации; 6. в форме семейного образования; 7. сетевая форма реализации образовательных программ; 8. с применением дистанционных технологий. - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/ взрослых); -трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Динамика освоения программного материала: - учебно- методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или названия); - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы ( для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогом в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется) истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 4. Получаемая коррекционно- развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов- указать длительность, т.е. когда начались / закончились занятия). 5. Характеристика взросления: - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний – например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относиться к их выполнению); - отношение к учебе ( наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); -значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»); - самооценка; - принадлежность к молодежной субкультуре(ам); - особенности психосексуального развития; - религиозные убеждения (не актуализирует, называет другим); - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена); -жизненные планы и профессиональные намерения. Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложение к характеристике (табель успеваемости, копия рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое). «_____»________20___г. /_______________/__________________________ Учитель-логопед, принявший обращение_______________________________ __________________________________________________________________ должность) Результат обращения: _______________________________________________ «_____»________20___г./______________/______________________________ (ФИО, Приложение №5 К положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий 1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно- развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей 2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя –логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей ( законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно - развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами. При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных творческих возможностей обучающихся.