Инклюзивное образование


Комлексная коррекционно - развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

     Каждый человек имеет право на образование. Сам по себе диагноз, поставленный Вашему ребенку, совсем не означает, что перед ним закроются все двери. Каждому ребенку, независимо от сложности его ограничения, предоставляется возможность учиться, развиваться и чувствовать себя полноправным гражданиномобщества.Создание условий для наиболее полноценного развития способностей и интересов детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач развития и совершенствования системы дошкольного  образования в России.

     Коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения создает все условия для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя счастливыми и были успешными в жизни. Наш детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

     К группе детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

     Категории детей с нарушениями развития:

 - дети с нарушениями речи;

 

 - дети с нарушениями слуха;

 - дети с патологией опорно-двигательного аппарата;

 - дети с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

 - дети с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

 - часто болеющие дети.

    Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающу промежуточное положение между "нормальным" и "нарушенным" развитием, и обозначить ее как "группу риска".

     Полученные сведения медицинского, педагогического, логопедического обследований позволяют целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ. Основные направления работы разрабатываются психолого-медико-педагогическим консилиумом. В состав консилиума входят специалисты ДОУ: учитель-логопед, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, воспитатели групп.

    Хочу такой сайт

Условия обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья 

     Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления развития «особых детей» необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это спо­собствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

      Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охрани­тельно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы ус­ловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и ста­новление личности ребенка.

      Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполага­ет внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведе­ние гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной ра­боты: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. Адапта­ция—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испыты­вать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмо­циональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, нала­дить контакт с ребенком и родителями. 

      В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практическое, словесные. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. 

      В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанни­ков и способствующие нормализации эмоционального поведения, форми­рованию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной де­ятельности, социально-бытовой ориентации.

      Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

     Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов

     Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

     Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

    Проведение совместных праздниковгде родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

     Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родитель­ской компетентности.

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.pdf (скачать) (посмотреть)
Порядок предоставления методической, психолого-педагогической,диагностической и консультативной помощи в Консультационном центре.pdf (скачать) (посмотреть)
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об организации тьюторского сопровождения.pdf (скачать) (посмотреть)
Паспорт доступности для инвалидов 2024 год.pdf (скачать) (посмотреть)

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан

09.02.2023

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов 2024г..pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».